Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

Общество с ограниченной ответственностью «Учебно-консультационный центр «ОНикС»
ООО «УКЦ «ОНикС»
ИНН/КИО: 2813011404 ОГРН: 1232800001884
Адрес местонахождения: 676720, Амурская обл, Бурейский р-н, Новобурейский пгт,
Советская ул, 74, пом 27
Принят решением Учебно-методического
(педагогического) совета УКЦ «ОНикС»
Протокол № 1 от 1 июня 2023 г.

«Утверждаю»
Директор ООО «УКЦ «ОНикС»
Пономарев Н.Ф
1 июня 2023 г

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке программ профессионального обучения на основе
профессиональных стандартов в ООО УКЦ «ОНикС»

1. Общие рекомендации по разработке программ профессионального
обучения на основе профессиональных стандартов
1.1. Содержание программы профессионального обучения (далее – ППО) определяется
образовательной программой, самостоятельно разработанной ООО УКЦ «ОНикС»
(далее также Организация), если иное не установлено федеральными законами, с
учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется
профессиональное обучение (далее – ПО).
1.2. Содержание ППО должно учитывать профессиональные стандарты,
квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по
соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные
требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о
государственной службе.
1.3. Структура ППО в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) включает:
- цель реализации программы;
- планируемые результаты обучения;

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

-

учебный план (УП) (учебно-тематический план-УТП);
календарный учебный график;
рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
организационно-педагогические условия;
формы (виды) аттестации;
оценочные материалы и иные компоненты.

2. Разработка ППО - повышение квалификации на основе
профессиональных стандартов
2.1. Реализация программы повышения квалификации направлена на
совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для
профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в
рамках имеющейся квалификации.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание
перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации,
качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
2.2. Структура программы повышения квалификации должна иметь:
- цель реализации образовательной программы;
- планируемые результаты обучения, включая описание перечня
профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное
изменение которых осуществляется в результате реализации образовательной
программы;
- содержание программы, календарный учебный график, рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- формы аттестации и оценочные материалы;
- организационно-педагогические условия;
- компоненты, определяемые разработчиком программы самостоятельно.
В случае необходимости, особенно при реализации краткосрочных ППО повышения
квалификации, разделы могут быть объединены при условии отражения информации в
соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.3. Формирование раздела программы: «Цель реализации программы».
Целью реализации программы повышения квалификации является осуществление
образовательной деятельности, направленной на совершенствование и (или) получение
новой компетенции(ций), необходимой для профессиональной деятельности, и (или)
повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Квалификация, в рамках которой осуществляется повышение квалификации,
определяется действующим профессиональным стандартом, что должно быть
отражено в программе.
2.4. Формирование раздела программы: «Планируемые результаты обучения».

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

Указанный раздел включает описание перечня профессиональных компетенций в
рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в
результате реализации программы.
В профессиональных стандартах компетенции в явном виде не выражены, поэтому
формализация компетенции(ций) осуществляется на основе анализа трудовых
функций.
При формировании перечня профессиональных компетенций, качественное изменение
которых осуществляется в результате реализации программы, должны быть
сформулированы количественные или качественные критерии для оценки уровня
формирования этих компетенций.
Критерии для оценки уровня формирования этих компетенций определяются
разработчиком программы самостоятельно с учетом требований трудового
законодательства.
Планируемые результаты обучения в программе повышения квалификации, которая
разрабатывается на основе соответствующего действующего профессионального
стандарта, формируются на основе знаний, умений, опыта необходимых для
выполнения трудовых функций.
Описание знаний и умений приведено в соответствующих разделах
профессиональных стандартов.
2.5. Формирование раздела программы: «Содержание программы».
2.5.1. УП программы должен содержать:
- перечень модулей (курсов);
- срок освоения (трудоемкость) модулей (курсов);
- виды учебных занятий (предметы, курсы, дисциплины, практики, стажировки
- и иные виды);
- формы (виды) контроля итоговой аттестации.
2.5.2. УТП должен содержать:
- перечень модулей (курсов), разделов с указанием конкретных тем;
- срок освоения модулей (курсов), разделов, конкретных тем;
- виды учебных занятий;
- формы контроля, в том числе итоговой аттестации.
2.5.3. Календарный график отражает периоды проведения теоретических занятий,
практик, стажировок, процедур промежуточной и итоговой аттестаций и т.д.
Календарный учебный график может быть представлен в виде расписания занятий.
Календарным учебным графиком определяются последовательность и распределение
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности, формы промежуточной аттестации (при наличии) по периодам
обучения.

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

2.5.4. Рабочая программа должна включать необходимое и достаточное содержание
каждого модуля, раздела, темы, вида учебных занятий, учебных работ, срок их освоения
(трудоемкость).
В содержании рабочей программы должны быть отражены получаемые знания,
умения и опыт, необходимые для выполнения трудовых функций, приведенные в
соответствующих разделах профессиональных стандартов.
В рабочей программе указывается логическая связь между результатами обучения и
развиваемыми компетенциями.
2.6. Формирование раздела программы: «Формы аттестации и оценочные
материалы».
В разделе дается описание процедуры итоговой аттестации (при наличии
промежуточной) и используемых контрольно-измерительных материалов (письменная
или устная форма экзамена, зачета, собеседование, тестирование, подготовка реферата
и т.д.).
В программе представляется перечень вопросов, выносимых на итоговую аттестацию
в форме зачета, экзамена, собеседования или тестирования, рекомендуемые темы
рефератов.
2.7. Формирование раздела программы: «Организационно- педагогические условия».
Данный раздел описывает документированные процедуры, отражающие специфику
организационных действий и педагогических условий, направленных на достижение
целей программы повышения квалификации и планируемых результатов обучения.
В разделе должна быть представлена информация об учебно-методическом
обеспечении программы, материально-технических условиях реализации программы,
возможных особых требованиях к уровню квалификации поступающего на обучение,
особенности реализации программы в зависимости от форм обучения и образовательных
технологий и т.д.
2.8. Описание специфических особенностей программы повышения квалификации
представляется в разделах, наименование и содержание которых осуществляется
разработчиком программы самостоятельно.
3. Разработка ДПП - профессиональная переподготовка на основе профессиональных
стандартов
3.1. Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение
компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной
деятельности, приобретение новой квалификации.
3.2. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается на основании
установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и
требований соответствующих федеральных государственных образовательных

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам
освоения образовательных программ.
3.3. В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть
представлены:
- характеристика новой квалификации и связанных с ней видов
профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней
квалификации;
- характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или)
перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
3.4. Программа профессиональной переподготовки должна иметь следующую структуру:
- цель реализации программы;
- характеристика новой квалификации и связанных с ней видов
профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней
квалификации;
- планируемые результаты обучения, включая характеристика компетенций,
подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций,
формирующихся в результате освоения программы;
- УП (УТП);
- календарный учебный график;
- рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- формы (виды) аттестации и оценочные материалы;
- организационно-педагогические условия;
- компоненты, определяемые разработчиком программы самостоятельно.
3.5. Формирование раздела программы: «Цель реализации программы».
Целью реализации программы профессиональной переподготовки является получение
слушателем новой квалификации, дающей право на занятия, связанные с этой
квалификацией, видами профессиональной деятельности. Характеристика новой
квалификации определяется требованиями соответствующего действующего
профессионального стандарта.
Содержание программы профессиональной переподготовки ориентируется на
формирование компетенций, необходимых для занятий конкретным новым видом
профессиональной деятельности.
3.6. Формирование раздела программы: «Характеристика новой квалификации и
связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или)
уровней квалификации».
При разработке программы профессионального обучения на основе профессиональных
стандартов наименование новой квалификации определяется наименованием
соответствующего профессионального стандарта.

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

3.7 Формирование раздела «Планируемые результаты обучения», включая
характеристику компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень
новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
В профессиональных стандартах компетенции в явном виде не выражены, поэтому
формализация компетенции(ций) осуществляется на основе анализа трудовых
функций.
При формировании перечня профессиональных компетенций, качественное изменение
и формирование которых осуществляется в результате реализации программы,
должны быть сформулированы количественные или качественные критерии для оценки
уровня формирования этих компетенций.
Критерии для оценки уровня формирования этих компетенций определяются
разработчиком программы самостоятельно с учетом трудового законодательства.
Планируемые результаты обучения в программе профессиональной переподготовки,
формируются на основе знаний и умений, опыта, необходимых для выполнения трудовых
функций.
Описание знаний и умений приведено в соответствующих разделах
профессиональных стандартов.
3.8. Формирование раздела программы: «Учебный план (учебно-тематический план)».
3.8.1. УП программы должен содержать:
- перечень модулей (курсов);
- срок освоения (трудоемкость) модулей (курсов);
- виды учебных занятий (предметы, курсы, дисциплины, практики, стажировки
- и иные виды);
- формы (виды) контроля итоговой аттестации.
3.8.2. УТП должен содержать:
- перечень модулей (курсов), разделов с указанием конкретных тем;
- срок освоения модулей (курсов), разделов, конкретных тем;
- виды учебных занятий;
- формы контроля, в том числе итоговой аттестации.
3.9. Формирование раздела «Календарный учебный график».
Календарным учебным графиком определяются последовательность и распределение
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной
деятельности, формы (виды) и процедуры проведения промежуточной и итоговой
аттестаций по периодам обучения.
Календарный учебный график может быть представлен в виде расписания занятий.
3.10. Формирование раздела программы: «Рабочая программа учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей)».

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

Рабочая программа должна включать необходимое и достаточное содержание каждого
модуля, раздела, темы, вида учебных занятий, учебных работ, срок их освоения
(трудоемкость).
В содержании рабочей программы должны быть отражены получаемые знания,
умения и опыт, необходимые для выполнения трудовых функций, приведенные в
соответствующих разделах профессиональных стандартов.
В рабочей программе указывается логическая связь между результатами обучения и
развиваемыми компетенциями.
3.11. Формирование раздела программы: «Формы (виды) аттестации и оценочные
материалы».
Содержание раздела отражает описание форм (видов) и процедуры проведения
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестаций слушателей.
Приводятся сведения об оценочных средствах, включающих: лекции, синхронные и
асинхронные консультации, практические и семинарские занятия, лабораторные
работы, тесты, проектная работа и другие виды учебных занятий и учебных работ,
позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Формы (виды) текущего контроля и промежуточной аттестации должны быть
максимально приближены к условиям (требованиям) будущей профессиональной
деятельности слушателей.
Приводятся разработанные и утвержденные требования к содержанию, объему и
структуре итоговой аттестации, в том итоговых аттестационных работ (проектов), и т.д.
3.12. Формирование раздела программы: «Организационно-педагогические условия».
Информация, представляемая в этом разделе, должна быть направлена на описание
документированных процедур, отражающих специфику организационных действий и
педагогических условий, направленных на достижение целей программы
профессионального обучения профессиональной переподготовки и планируемых
результатов обучения.
В разделе должна быть представлена информация об учебно-методическом
обеспечении программы, материально-технические условия реализации программы,
возможные особые требования к уровню подготовки поступающего на обучение,
особенности реализации программы в зависимости от форм обучения и
образовательных технологий и т.д.
3.13. Описание специфических особенностей программ профессионального обучения
профессиональной переподготовки представляется в разделах, наименование и
содержание которых осуществляется разработчиком программы самостоятельно.
4. Порядок согласования и утверждения ППО

Об утверждении Положения о разработке программ обучения на основе профессиональных стандартов

4.1. Согласование и утверждение ППО осуществляется в следующей
последовательности:
 проект ППО разрабатывается руководителем программы и согласовывается с
руководителем структурного подразделения Организации, реализующего ППО;
 проект ППО обсуждается и оценивается ее содержание и качественный
 уровень;
 проект ППО проходит процесс экспертизы и согласования методистами
структурного подразделения Организации, в чью зону ответственности входят
данные функции, и приглашенными экспертами. на основании результатов
обсуждения и при отсутствии замечаний решением руководителя Организации
 проект ППО утверждается и вводится в действие.
4.2. При наличии замечаний проект ППО возвращается на доработку руководителю
программы с указанием сроков доработки и конкретных замечаний, рекомендаций и
предложений по содержанию или оформлению ППО.
4.3. Программы профессионального обучению подлежат обязательному пересмотру и
переутверждению не реже одного раза в пять лет, а программы повышения
квалификации подлежат пересмотру и переутверждению раз в три года.
При изменении федеральных требований, целей и задач обучения ППО подлежат
пересмотру и переутверждению в обязательном порядке.
4.4. Ответственность за разработку, согласование и утверждение ППО несут
руководители структурных подразделений Организации, реализующих ППО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».